МИР ГЛОНАСС

Информационно-аналитический журнал

Будущее городской мобильности

Новости отрасли

Будущее городской мобильности30 ноября в Москве (отель Хаятт Ридженси Парк) состоялось главное событие в сфере умной городской мобильности URBAN MOBILITY FORUM. Организованный рабочей группой Национальной технологической инициативы «Автонет» совместно с министерством промышленности и торговли, Urban Mobility Forum объединил на одной площадке специалистов автомобильной, транспортной, ИТ-отраслей, представителей перевозчиков и производителей транспорта, государственных органов и экспертов отрасли.

 

В рамках программы форума выступили представители Минпромторга, Минобрнауки, Росстандарта, ЦОДД, Мостранспроекта, Яндекса, Вымпелкома, Министерства энергетики Московской области, НИИАТ, МАДИ и других организаций и компаний.

 

Темами для обсуждения на форуме стали решения и инновации, направленные на удовлетворение потребностей горожан в мобильности, комфорте и безопасности передвижения, оригинальные инфраструктурные разработки, направленных на совершенствование сферы городских пассажирских перевозок в современных мегаполисах и многое другое.

 

Тенденции городской мобильности

 

В рамках пленарной сессии «Будущее городской мобильности. Цена, скорость, комфорт: инновационные возможности городского перемещения» состоялся доклад соруководителя рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты НТИ «Автонет», президента НП «ГЛОНАСС», члена правительственной комиссии РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России Александра Гурко «Интеллектуальная городская мобильность. Развитие рынка передовых сервисов и услуг на основе интеллектуальных систем, платформ и сетей в логистике людей и вещей. Автонет».

 

Среди трендов текущей городской мобильности Александр Гурко обозначил рост городского населения и связанный с этим рост нагрузки на транспортные сети мегаполиса, поэтому одна из проблем, с которыми сталкивается сегодня Москва — это недостаточная плотность дорог. Также меняется формат пользования автомобилем: вышла на первое место потребность в информации о транспорте в режиме реального времени, по этой причине разнообразные приложения, предоставляющие данные пользователям о передвижениях всех известных видов транспорта в конкретном городе («Яндекс Транспорт» и другие), набирают популярность. Накопление информации о предпочтениях пассажиров и водителей позволяет оптимизировать транспортные сети. Кроме того, наблюдается смена модели использования автомобиля: каршеринг, развитие автономных транспортных средств, электрического транспорта.

 

Заместитель директора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России Тигран Парсаданян подчеркнул, что одно из основных направлений развития автопрома — выведение на рынок продуктов с принципиально новыми свойствами в области электродвижения, автономного вождения, подключенного автотранспорта, организация послепродажного обслуживания и создание необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры. 

 

Тигран Парсаданян напомнил, что уже с 1 декабря в России начнется эксперимент по эксплуатации на дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств. 

 

Заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов в докладе «Будущее городской мобильности: через стандарты к безопасности и комфорту» рассказал о том, как с помощью изменения нормативной базы повышается эффективность работы транспортных систем и внедряются инновации. Алгоритм интеграции последних в городскую среду, как отметил Алексей Кулешов, включает пять этапов: разработку и утверждение национальных стандартов (в том числе и предварительных); использование их через ссылки в «переходных» нормативных правовых актах (НПА) для апробации; анализ применения новых стандартов и при необходимости их корректировка; продвижение в качестве основы для ГТП ООН и Правил ООН и, наконец, использование ссылок на ГОСТы, ГТП ООН и Правила ООН в национальных НПА и техрегламенте «О безопасности колесных транспортных средств».

 

Городская мобильность через мобильное приложение

 

Этой теме был посвящен целый ряд выступлений. Например, доклад «Mobility-as-a- Service: будущее городской мобильности» принципала в транспортной практике московского офиса Arthur D. Little Вадима Панарина. Докладчик начал со статистики по крупнейшим городам мира, согласно которой постепенно в поездках по городу уменьшается количество личных автомобилей, а объем общественного транспорта постепенно увеличивается. Лидирует в этой тенденции Европа, хотя на первом месте Сингапур. Москва же, как и Санкт-Петербург, находится примерно посередине этого рейтинга.

 

«Что мешает городам средней части рейтинга подняться в число лидеров? Как показывает исследование, один из основных факторов — это недостаточная связанность отдельных элементов транспортной системы. Центральный элемент сервиса, который поможет пассажиру легко менять виды транспорта, передвигаясь по городу, это централизованная мультимодальная платформа, к которой должно быть подключено как можно большее количество операторов транспортной инфраструктуры и поддерживающих сервисов в городе, куда стекаются все данные, которые обрабатываются в режиме реального времени» – считает Вадим Панарин.

 

Система MaaS, представленная докладчиком, и позволяет горожанину, определив свои предпочтения, через мобильное приложение спланировать свой путь, забронировать и оплатить билеты, и, совершить поездку, осуществляя навигацию через то же мобильное приложение и используя практически все виды транспорта: от привычного общественного и такси до каршеринга.

 

Заведующая научно-исследовательским сектором организационно-методического обеспечения транспортного планирования Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ) Татьяна Михеева продолжила рассказ об основных тенденциях в городской мобильности, обозначив ключевые тренды в пассажирских перевозках — «диджитализация услуг», «спрос на лоукостеры», «интеграция перевозок» и «спрос на качество».

 

По словам Татьяны Михеевой, на данный момент в структуре городской мобильности Парижа 60% занимают поездки на общественном транспорте, 20% — на машине, 15% — пешие прогулки и только 5% приходится на велосипеды. В Берлине все показатели (кроме поездок на велосипеде) распределены практически равномерно — это 27-31%.

 

Как отметила эксперт, на популярность общественного транспорта в Европе влияет развитие share-mobility. «Доступность каршеринговых сервисов снижает желание домохозяйств приобрести и использовать личный автомобиль», — обратила внимание Татьяна Михеева.

 

В своем докладе эксперт также рассказала об эволюции shared-mobility, обозначив новые виды шеринговых услуг. В том числе — ride-hiling, shared ride-hiling, микротранзит, P2P модель каршеринга от владельца одного личного авто к другому .

 

Грузовики в высокотехнологичном мегаполисе

 

Теме грузового транспорта был посвящен доклад директора по работе с государственными органами компании «Скания-Русь» Вахтанга Парцвания «Мобильность грузовых автомобилей в мегаполисах»:

 

- Я говорю не столько о крупной технике, например, магистральных тягачах, сколько о грузовой технике, которая совершает развозные операции: логистическую доставку и доставку грузов ритейлу, а также о коммунальной и снегоуборочной технике. Изменения, которые происходят в этом сегменте транспорта, достаточно существенны. Главное, что этот вид транспорта стоит сегодня на пороге совершенно новых трансформаций, и их причина – глобальные вызовы. Так, в мире за последние сто лет резко увеличилась численность населения, резко снизились смертность и уровень бедности. Растет число перевозимых товаров, но растет и число выбросов автомобильных газов в атмосферу, растет и число запретов, связанных с защитой окружающей среды. Но эти ограничения сопрягаются с возможностями для бизнеса. Если требуется сокращать выделения газа в атмосферу, то требуется сделать более эффективным наш транспорт. Поэтому должен делаться упор на упоминавшиеся на форуме сегодня автономность, мобильность, подключенность и смешанные решения. Но к этому должен быть добавлен еще один метод, связанный с альтернативными видами топлива.

 

Далее выступающий на примере Scania продемонстрировал, как быстро растут продажи грузовиков на альтернативных видах топлива. Компания производит порядка 80 тысяч грузовиков в год, а «альтернативной» техники реализуется не менее 5 тысяч ежегодно, это 7-8 процентов и эта цифра растет. Речь идет и о биогазе (например, свалочный газ), и о растительном масле, и об этаноле и т.п., в зависимости от страны.

 

- Но у России огромное преимущество – самый большой в мире резерв газа. – Отметил эксперт. – И решения по развитию газомоторной техники в России принимаются, хотя они недостаточны. Да, у нас идет защита внутреннего рынка, но с другой стороны, когда нет насыщенности рынка – придут ли сюда другие производители? Было бы правильно хотя бы временно создавать условия для наращивания потенциала внутреннего рынка.

 

Представитель шведского автпроизводителя отметил отечественный вклад в экологическую безопасность: сертифицирована техника на компримированном природном газе и сжиженном природном газе, причем второй из этих сегментов начал активное развитие в России. Важно рассматривать новации на грузовом транспорте и с точки зрения подключенности, в том числе зонирования, когда, например, в Стокгольме, в отдельные районы ограничивается въезд транспорта на дизельных двигателях.

 

- Может ли транспорт справиться с такими вызовами, зонируя территорию мегаполиса не только по виду применяемого топлива, но и по шуму и скорости? Да – если грузовик заезжает в такую зону, то машина останавливается или сигналит, и водитель понимает, что нужно переходить на другой дорожный маршрут. Такие технологии развиваются, и мы, как производители, призываем и сервисные компании, и наших конкурентов- производителей, и прежде всего государственные органы, продвигать эти технологии, чтобы экологические проблемы в российских мегаполисах были минимальны. – Закончил свое выступление докладчик.

 

Цифровое благоустройство и будущее «Умных городов»

 

Дарья Распопина, главный специалист ГКУ Центра организации дорожного движения, в своем выступлении рассказала о том, как в рамках программы «Моя улица» создается сбалансированная транспортная система Москвы. По словам спикера, главной целью программы является создание комфортной и безопасной транспортной и пешеходной структуры.

 

Программа подразумевает благоустройство улиц для пешеходов, пассажиров , велосипедистов и водителей, и в ходе ее реализации с 2015 по 2018 год было обустроено 307 городских улиц и площадей.

 

В ходе доклада было рассказано о том, какие новейшие механизмы применялись при проектировании транспортных схем (среди них — инновационный подход «Complete streets», который позволяет проектировать улицу от фасада до фасада как цельный объект, включающий остановки, тротуары, парковочные места и прочие элементы).

 

Дарья Распопина подчеркнула, что устойчивая транспортная система, в первую очередь, подразумевает наличие выбора средств передвижения у жителей города.

 

Директор по сетевым технологиям Huawei Денис Сереченко свое выступление посвятил становлению «Умных городов»: инновационных территорий, в которых вся городская инфраструктура связана сенсорами, сетями, ЦОДами, а полученная информация собирается в едином центре, категоризируется и далее — используется в создании приложений. Последние должны развивать государственные институты, делать своей работой город безопаснее и создавать максимально комфортную среду для горожан.

 

Как отметил эксперт в докладе, сбор и анализ данных поможет принимать управленческие решения как государственным органам, так и сторонним структурам на всех уровнях. В своей презентации эксперт также рассказал, что должен включать Центр управления городом: технологии управления транспортом и логистикой, защиты окружающей среды, ICT-технологии, интеллектуальное видеонаблюдение, а также возможности оперативного вмешательства в ЧС.

 

Докладчик обратил внимание на позицию компании по отношению к «умным городам»: компания строит «нервную систему» для таких территорий. В частности — занимается развитием Интернета вещей, коммуникационных сетей, облачного ЦОД и, как следствие, Центра управления городом.

 

Эволюция автоиндустрии и экологичное будущее с электрокарами

 

Управляющий партнер Moscow Tesla Club Игорь Антаров обратил внимание аудитории на то, как стремительно менялась мировая автоиндустрия в течение последнего столетия, и отметил, что переход на электромобили произойдет быстрее, чем это ожидается. В ходе презентации была представлена статистика, отражающая стабильное увеличение объема продаж электроавтомобилей с 2010 по 2017 год в Германии, Норвегии и Китае.

 

Игорь Антаров отметил, что на данный момент основным фактором, останавливающим пользователя от покупки электромобиля, является его высокая цена. Последняя обусловлена дорогостоящей батареей питания, которая составляет треть стоимости электрокара. Однако, как только батареи начнут дешеветь, спрос на электрические автомобили, по словам эксперта, возрастет.

 

Еще одним фактором, который препятствует стремительному распространению нового вида транспорта, является отсутствие необходимого количества зарядных станций. Если в Европе к 2020 году их число должно достигнуть 400, то в России количество таковых пока незначительно.

 

Докладчик подчеркнул, что переход на электрические автомобили — это не только потенциал для роста автономного транспорта, безопасности на дорогах и выравнивания нагрузки на энергетическую сеть, но также осознанный вклад каждого жителя планеты в сохранность окружающей среды.

 

Инфраструктура для электрокаров и транспортные сервисы для всех

 

Министр энергетики Московской области Леонид Неганов в своем выступлении рассказал о реализации проекта зарядной инфраструктуры для электротранспорта на примере Московской области.

 

По словам спикера, к 2019 году сеть локальных зарядных станций должна быть значительно расширена. В рамках сотрудничества с Мосэнергосбытом зарядные станции должны будут располагаться на парковках торговых центров и городских публичных парковках, а также в местах культурного наследия. Кроме того, будет создана сеть зарядных станций, интегрированных в опоры освещения (уже есть 200 объектов). Все электрозарядные станции будут оформлены в едином узнаваемом стиле, позволяющем пользователям легко их отличить, и, следуя понятной пошаговой инструкции, зарядить свой электрокар.

 

Также в рамках проекта создано мобильное приложение для пользователей Единой сети зарядных станций для платформ iOS и Android.

 

В свою очередь заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Султан Жанказиев рассказал о сервисах перспективных транспортных систем. В своем докладе эксперт отметил, что развитие последних преследует несколько целей — это организация и безопасность дорожного движения и совершенствование i-mobility, в том числе увеличение пользовательских сервисов. Представитель МАДИ отметил, что в будущем с их помощью будут осуществляться охранно-поисковые услуги, услуги служб экстренного реагирования, страховые услуги и т.п. Другими словами, технологии V2X и сбор информации об автомобилях и их владельцах поможет не только сделать дорожное движении лучше, исключив человеческий фактор, но и уберизировать транспортную систему для всех участников дорожного движения.

 

Источник:http://vestnik-glonass.ru/news/avtonet/budushchee-gorodskoi-mobilnosti/