МИР ГЛОНАСС

Информационно-аналитический журнал

Что угрожает ГЛОНАСС/GPS трекерам и как их защитить?

Советы

Что угрожает ГЛОНАСС/GPS трекерам и как их защитить?Еще в давние советские времена у водителей , работающих на служебных автомобилях,   сложилась традиция использовать эти самые служебные автомобили для личных целей. Они совершали левые маршруты, перевозили неучтенные грузы, сливали бензин и т.п.

 

Давно уже прошла эпоха, когда все вокруг было “общенародное”, но традиция эта сохранилась.  Правда, теперь,  уже, частные владельцы автотранспортных предприятий, не смотрят на шоферские шалости сквозь пальцы.

 

Надо сказать, что и возможностей для контроля, особенно, технических,  у них стало значительно больше.

 

К  числу основных, можно отнести ГЛОНАСС/GPS трекеры, применение которых все больше становится не только полезным и необходимым, но и требуемым по закону.

 

Контроль  автотранспорта  усиливается и становится более эффективным, но водил это не останавливает.  Попытки нейтрализовать этот маленький приборчик становятся все более ожесточенными и изощренными.

 

Давайте рассмотрим, каким образом пытаются воздействовать на  спутниковый терминал.

 

Наиболее тупые и решительные попросту пытаются вывести прибор из строя, чисто физически. Его ломают, поливают водой,  нагревают,  подключают высоковольтное напряжение и  т.д.

 

Сломать трекер нетрудно, однако трудно скрыть следы столь грубого воздействия. Так что, велика вероятность, что шофера просто уволят, вычтя стоимость устройства.

 

Более  тонкое воздействие включает экранирование ГЛОНАСС/GPS или GSM антенн металлическими листами.

 

Во втором случае, автомобиль пропадает на экране  диспетчера, однако,    запись маршрута продолжается на внутреннюю память трекера и при восстановлении GSM канала передается на диспетчерский пункт.

 

При экранировании ГЛОНАСС/GPS антенны, перестают записываться спутниковые координаты, фиксируется пропадание спутникового сигнала. Однако, если трекер достаточно продвинут, параметры маршрута и функционирования различных систем автомобиля продолжат записываться в память. Что позволит определить, как часто автомобиль трогался с места и останавливался, сколько раз ускорялся, как менялась скорость, расходовалось топливо и т.п.

 

Часто, вместо экранирования спутникового сигнала, применяются так называемые  глушилки. Это портативные приборы,  работающие, как правило,  от прикуривателя автомобиля и искажающие сигнал на частотах ГЛОНАСС/GPS приемника.

 

Китайские и отечественные умельцы откликнулись на потребности водителей  и выпускают приспособления для глушения в промышленных масштабах. Эффективность применения их, примерно, такая же, как и в случае экранирования. Кроме того, им можно противодействовать с помощью  специальных устройств обнаруживающих факт глушения сигнала.

 

Теоретически, сигнал можно подменить, подобно тому, как это делали в известных случаях с американскими беспилотниками, заставляя тех слушаться посторонних команд. Однако, пока про такие устройства ничего не известно и есть подозрение, что их применение будет слишком дорого для использования на автомобиле.

 

То же самое можно сказать о вероятности подмены внутренней памяти трекера. В частности потому, что залезть внутрь прибора, не оставив следов,  очень сложно, поскольку он опечатан.

 

Также, малоэффективно отключение спутникового терминала от бортового питания, поскольку, в большинстве случаев у него есть собственный аккумулятор.

 

Одним из компонентов системы контроля автомобиля является датчик уровня топлива (ДУТ).  ДУТ-ы подвергаются атакам злоумышленников не реже, а, может, и чаще, чем трекеры, так как слив топлива одна из любимых целей недобросовестных водителей.

 

Применяемые в настоящий момент ДУТ-ы,  подразделяются, как правило, на погружаемые и ультразвуковые.

 

Погружаемый датчик уровня топлива представляет собой трубку, устанавливаемую вертикально внутри топливного бака, и контроллера сверху.

 

Прибор очень надежен и прочен. Не боится воздействия водой, током, короткого замыкания.

 

Единственный способ нарушить его показания – физическое воздействие. Как правило, оно заключается в попытке сломать трубку датчика или согнуть ее внутри бака.  Водители могут это сделать с помощью металлического прута через горловину.

 

Иногда ДУТ пытаются испортить совсем грубым способом. Забираются на бак и, подпрыгивая, пытаются продавить его так, чтобы трубка измерителя сломалась.

 

Осуществить такую попытку достаточно сложно в связи с зазором порядка трех сантиметров между датчиком и днищем, деформированный же, бак, вряд ли останется незамеченным.

 

Ультразвуковые датчики крепятся к днищу топливного бака снаружи и измеряют уровень топлива с помощью ультразвука.

Такой датчик можно вывести из строя электрическим ударом, но это будет сразу обнаружено.

Находчивые водители используют более хитрый способ. Они крепят на корпус датчика магнит, тем самым искажая его показания.

 

 

Одним из самых эффективных способов обмануть датчик уровня топлива является слив топлива из «обратки». Способ подходит для дизельных машин. Смысл его в том, что при незначительном отборе топлива достаточно сложно отличать слив от увеличенного расхода.

Для реализации метода, в обратный топливопровод врезается тройник  с краником, по которому горючее течет тонким потоком в канистру.

Однако, и данный способ приведет к успеху лишь в том случае, если диспетчер не заметит повышенного расхода топлива, а механик не обратит внимания на механическое вторжение в топливную систему.

 

 

Подведем итоги.

 

Так как же, все же,  защитить автомобиль от несанкционированного использования?

 

Как видно из вышесказанного, защитить трекеры и другое оборудование от нападения достаточно  сложно. Поэтому, ориентироваться надо, скорее, на то, чтобы нельзя было скрыть следы этого нападения.

 

В техническом плане, если речь идет о спутниковых терминалах, наиболее эффективно использование устройств с максимальной функциональностью, большой внутренней памятью и емким аккумулятором.  Это позволит с высокой вероятностью обнаружить факт незаконного использования транспортного средства, путем сопоставления различных зафиксированных данных.

 

Однако, решающими, все же, следует считать, скорее, факторы  организационные и административные, четкую организацию и правильное взаимодействие между менеджерами, диспетчерскими и техническими службами.

 

Известны случаи протестов водителей против использования ГЛОНАСС/GPS трекеров. Ради этого  они, даже, создавали профсоюз, угрожая, в противном случае, обращаться в суд или труд-инспекцию  по поводу любого нарушения КЗОТа владельцем транспортного предприятия.

 

Есть еще один момент.

 

Увольнение на основании показаний трекера, может быть признано незаконным, и его правомерность придется доказывать через суд.

 

Таким  образом, внедрение жесткого контроля за водителями, необходимо сочетать  с неуклонным соблюдением их прав по закону.

 

Ну, и, опять же, гарантией от эксцессов можно считать  взаимную лояльность. То есть, когда работодатель дорожит своим работником, а тот своим рабочим местом.

Основой же всему является, как и везде,  правильное осознание целей и средств. Если маршрут автомобиля четко просчитан по соответствующим критериям, что-либо нарушить сложно.

 

Что я имею в виду?

 

Если заранее определено, какое расстояние должен проделать автомобиль, какой груз он везет, за какое время и куда его должен доставить, сколько при этом потратить бензина и  т.п., то контролировать по мелочам водителя, может, и не следует. Главное, чтобы все реальные параметры соответствовали заданным. Если нет, то это должно стать предметом серьезного разбирательства, а, возможно, и прямой ответственности шофера.

 

Что угрожает ГЛОНАСС/GPS трекерам и как их защитить?
 
 

Евгений Тюленев — специальный корреспондент «Мир ГЛОНАСС»