МИР ГЛОНАСС

Информационно-аналитический журнал

Как выбрать систему спутникового мониторинга

Советы

Как выбрать систему спутникового мониторингаОгромное разнообразие систем спутникового мониторинга, а, также, условий их применения, не позволяет дать рекомендации по выбору конкретных устройств. Поэтому, пользователю перед выбором, полезно ознакомиться с факторами, на него влияющими, сопоставив их со своими задачами.

Начнем немного издалека.

Что такое спутниковый мониторинг?

По сути, это определение географических координат объекта с помощью сигналов от той или иной навигационной спутниковой системы. На территории России это отечественная ГЛОНАСС и американская GPS. Однако, в мире существует и ряд других.

 

Во всех случаях, устройством, выдающим координаты, является приемник спутниковых сигналов. Достижения в области микроэлектроники позволяют реализовать его в виде ЧИПа или модуля, размещаемого в смартфоне или, даже, в часах.

 

По способам применения получаемого от приемника сигнала, устройства можно разделить на два больших класса – навигаторы и трекеры.

Принципиальное различие их в том, что навигаторы формируют маршрут движения, а трекеры – его контролируют, чаще всего, дистанционно.

Отличительный признак навигатора – наличие дисплея, диапазон размеров которого  от циферблата наручных часов до ветрового стекла автомобиля, совмещающего физическую и виртуальную реальность, как, например, в системах WAYRAY.

 

Главная особенность спутникового трекера – наличие системы передачи данных о маршруте удаленному пользователю.

 

Впрочем, существуют системы, совмещающие функции и навигатора и трекера.

 

Данная статья посвящена выбору, в первую очередь, ГЛОНАСС/GPS трекеров.

 

Вот, некоторые, параметры, которые следует учитывать при выборе.

 

Надежность.

В описании большинства трекеров такой параметр, как “наработка на отказ” отсутствует, поэтому следует ориентироваться на данные по количеству возвратов той или иной модели, а, также, репутацию производителя, дистрибутора или интегратора.

 

Прочность

Данный параметр следует учитывать как в зависимости от условий эксплуатации, так и при необходимости защиты от вандального воздействия.

 

Ремонтопригодность, возможность обслуживания в сертифицированном сервисном центре.

 Данный параметр необходимо учитывать при выборе производителя, поставщика или интегратора.

 

Размеры и вес.

Наиболее актуальны для персональных трекеров, а, также, при необходимости их скрытной установки.

 

Используемая спутниковая навигационная система – чаще всего ГЛОНАСС или GPS.

 

Соответствие законодательству.

Существует перечень нормативных документов, определяющий правила коммерческого использования систем спутникового мониторинга.

 

Возможность сопряжения с Эра ГЛОНАСС.

В ближайшее время для ряда транспортных средств учет этого параметра станет обязательным.

 

Используемые системы для связи с трекером - мобильные и спутниковые.

 

Наличие интерфейсов для подключения различных систем транспортного средства (в частности, к CAN-шине) или сопряжения с другими системами, такими, как, например, видеорегистратор или автосигнализация.

 

Наличие кнопки SOS.

Для мгновенной передачи сигнала тревоги диспетчеру при чрезвычайных обстоятельствах.

 

Встроенный микрофон

Чаще всего включается дистанционно при необходимости прослушать, что происходит вокруг трекера.

 

Наличие встроенного аккумулятора и его емкость.

Данный параметр важен, если есть риск пропадания связи с хостингом или диспетчерским центром, либо при использовании ГЛОНАСС/GPS трекера в качестве “черного ящика”.

 

Размер внутренней памяти.

Важен по тем же причинам, что и в предыдущем случае, а, также, определяет функциональность устройства.

 

Способ мониторинга.

С помощью СМС, ПО на личном компьютере, хостинга в интернете и т.д.

 

Возможности дистанционного управления

– передача данных от трекера по запросу, изменение режимов работы, воздействие на системы транспортного средства, апгрейд.

 

Функциональность.

Уровень “интеллекта” устройства. Обеспечиваются такие параметры как, передача сигнала о выходе за границы установленных геозон, превышении заданной скорости или ускорения, моменте включения зажигания, трогания или перемещения с места стоянки, нарушении работы бортовых систем транспортного средства  и т.д.

 

Возможность скрытной установки и предотвращение обнаружения с помощью сканеров электромагнитных излучений.

 

Температурный диапазон.

Параметр важен при работе в условиях повышенных или пониженных температур, влажности, необходимости установки трекера, например, в холодильнике при контроле грузов и т.п.

 

Есть еще множество технических характеристик, присущих конкретному изделию.

 

Найти устройство, включающее все указанные параметры, маловероятно, поскольку, порой, они противоречат друг другу. Опять же, это может оказаться не оптимально с точки зрения соотношения эффективность/стоимость.

 

Выбор параметров прибора необходимо соотносить с задачами, которые тот выполняет.

Например, должен ли трекер работать в условиях низких или высоких температур, повышенной влажности, при вибрациях или ударных нагрузках. Требуется ли функционирование в роуминге или есть необходимость в наличии двух или больше СИМ-карт.

 

Возможно, придется использовать устройство, вообще, там, где отсутствует мобильная связь, и тогда потребуется спутниковый канал и, соответственно, выбор спутниковой системы связи, например, INMARSAT или IRIDIUM.

 

Основным требованием может оказаться возможность длительной работы на внутреннем аккумуляторе или при скрытой установке.

 

Очень важный момент, кто является пользователем трекера – автолюбитель, решивший контролировать жену, детей или еще кого-то, кому доверил свой автомобиль или владелец транспортного предприятия с сотнями машин, которые необходимо контролировать в реальном времени на предмет правильности маршрутов и действий водителей.

 

Классифицируем ГЛОНАСС/GPS трекеры по способам применения.

 

Условно их можно разделить на следующие группы:

-          ГЛОНАСС/GPS трекеры для мониторинга транспортных средств;

-          Персональные ГЛОНАСС/GPS трекеры;

-          Закладки;

-          ГЛОНАСС/GPS терминалы контроля грузов

 

Рассмотрим по порядку.

 

ГЛОНАСС/GPS трекеры, устанавливаемые на транспортных средствах.

 

 В качестве транспортных средств будем рассматривать, в первую очередь, автомобили.

Как я уже сказал, важным моментом является, используется ли автомобиль в личных целях или входит в автопарк какого-то предприятия.

 

В первом случае, нет необходимости приобретать прибор, отвечающий каким-то многочисленным и жестким требованиям, и выбор его определяется лишь желаниями и возможностями владельца. Дистанционное управление таким устройством осуществляется, в основном, напрямую, с планшета или смартфона владельца или, даже, просто, с телефона, путем отправки и получения СМС.

 

Во втором случае все сложнее.

 

Начать с того, что оснащение транспортных средств, предназначенных для коммерческого использования, определяется не только желаниями владельца автопарка, но, часто, и, требованиями законодательства. Например, приказом №285 Минтранса РФ от 31 июля 2012 года.

 

Кроме того, в ряде случаев, система мониторинга должна интегрироваться  в  государственную систему экстренного реагирования при авариях и других нештатных ситуациях на дорогах  “Эра ГЛОНАСС”, введенную с эксплуатацию в России с 1 января 2015 года.

 

Учитывая, что ГЛОНАСС/GPS трекер это, по сути, и, “черный ящик”, то есть, источник  доказательной базы при разборах ДТП в суде, необходимо, чтобы он был сертифицирован. Иначе, его “показания” могут быть не приняты во внимание.

 

К важным особенностям автомобильного ГЛОНАСС/GPS трекера можно отнести наличие интерфейсов для подключения к различным системам автомобиля, в частности к CAN-шине или датчикам уровня топлива (ДУТ) 

 

Бывает, что трекер сопрягается с другими устройствами и системами, например, видеорегистраторами или автосигнализацией.

 

По большому счету, ГЛОНАСС/GPS трекер может быть просто “вещью в себе” или, упомянутым выше, “черным ящиком”. То есть, записывать всю необходимую информацию  о маршруте на свою внутреннюю память, с тем, чтобы запись служила “отчетной документацией” по возвращении.

 

Однако, в большинстве случаев, владельцы автопредприятий предпочитают иметь возможность отслеживать движение своих транспортных средств в реальном времени. Помимо контроля, это позволяет оперативно реагировать на проблемы, возникшие в пути.

 

Для одновременного отображения большого количества маршрутов, чаще всего, используются специализированные хостинги в интернете, такие как, например, Wialon, или диспетчерские центры.

 

Связь с ними осуществляется,  в основном, по каналам тех или иных мобильных операторов. Чаще всего, это каналы GSM/GPRS, 3G, 4G – в зависимости от того, где пролегают маршруты. 3G или 4G обеспечивают, при необходимости, и видео-мониторинг в реальном времени. Такое используется, например, в школьных автобусах.

 

На определенных маршрутах возникает необходимость работы в роуминге. Однако, более экономически целесообразным может оказаться применение двух или более СИМ-карт с их автоматическим или ручным переключением при пересечении различных зон покрытия.

 

В последнее время мобильные операторы активно продвигают, так называемые, системы M2M (machine-to-machine), специально предназначенные для связи между собой различных устройств без участия человека. В этом плане предлагаются специальные тарифы, специализированные СИМ-карты и определенная интеллектуальная обработка передаваемых сигналов.

 

Если маршруты пролегают по районам , где нет мобильной связи, можно приобрести трекеры, работающие через спутниковые системы.

 

Очевидно, что не каждому водителю по душе непрерывный контроль со стороны, мешающий сливать бензин или делать левые рейсы, поэтому нередки случаи “покушений” на устройства мониторинга. В связи с этим, может оказаться полезной защита последних, как от физического, так и программного воздействия.  Так что, при выборе автомобильного трекера, этот факт, также, следует принять во внимание.

 

Ознакомиться с параметрами различных автомобильных трекеров можно, например, здесь .

С рекомендациями по выбору “правильного” интегратора для установки системы спутникового мониторинга автотранспорта, можно ознакомиться в предыдущих публикациях нашего журнала.

 

Тем, кто, все же, желает каких-то рекомендаций по конкретным моделям устройств спутникового мониторинга, можно посмотреть  на результаты в окошке голосования в боковой колонке нашего сайта.

 

 

Как выбрать систему спутникового мониторинга

 

Персональные ГЛОНАСС/GPS  трекеры.

 

Служат, чаще всего,  для дистанционного слежения за людьми и животными, например, пожилыми гражданами или детьми.

 

Области применения персональных трекеров диктуют, в качестве основных, такие требования, как малые размеры, возможность длительной автономной работы, прочность, устойчивость к воздействиям внешней среды.

 

Устройства могут крепиться к ошейнику собаки или размещаться в кармашке ребенка.

 

Как и для большинства трекеров вообще, к их функциям может относиться контроль геозон, превышения установленного порога скорости или ускорения, то есть, то, что позволяет сделать вывод, что с объектом наблюдения что-то не в порядке.

В случае, если объектом слежения является человек, устройство должно иметь тревожную кнопку и микрофон.

Особые требования предъявляются к персональным спутниковым трекерам, используемым в путешествиях и экспедициях  по труднодоступным местам, где отсутствует мобильная связь. В этом случае необходимы спутниковые системы связи, такие как INMARSAT или IRIDIUM. Также, такие устройства должны обладать повышенной  устойчивостью к воздействиям окружающей среды и большой емкостью аккумулятора.

 

Критически важно, также, наличие тревожной кнопки, поскольку при внезапном возникновении чрезвычайной ситуации, времени для передачи информации по телефону может не оказаться.  

Контроль путешественников по диким местам осуществляется, как правило, из диспетчерских центров, с тем, чтобы как можно быстрее реагировать на тревожный сигнал.

 

Закладки

Если Вы собираетесь приобрести ГЛОНАСС/GPS трекер, в первую очередь, для защиты Вашего автомобиля от угона, такой тип устройства подойдет лучше всего.

Главная его особенность – долгое — в течение нескольких месяцев или, даже, лет — время работы без смены батареи.

Основная, если не единственная, функция – сообщить место нахождения транспортного средства. Очень важно обеспечить скрытность установки устройства на автомобиле. Для уменьшения вероятности его обнаружения по электромагнитному излучению, а, также, продления времени работы батареи, большую часть времени трекер может находиться в “спящем” режиме, лишь, изредка подавая короткие сигналы или откликаясь на запросы.

 

ГЛОНАСС/GPS терминалы контроля грузов

По своему назначению они близки к закладкам, однако, обладают дополнительными возможностями. Например, могут включать в себя датчики контроля состояния груза, открытия/закрытия дверей транспортного средства, также, могут подключаться к системе бортового электропитания.

 

Как видите, даже краткое описание различных типов ГЛОНАСС/GPS трекеров, включает целый ряд их особенностей, функций, возможностей и условий работы.

 

При принятии решения о приобретении, необходимо проанализировать все параметры конкретного устройства с точки зрения соответствия Вашим задачам, требованиям, условиям и допустимой стоимости. Либо, передать эту задачу квалифицированным специалистам, с тем, чтобы те провели аудит ваших задач и способов их решения.

 

Перефразируя древний рекламный слоган: “При всем богатстве выбора, альтернативы правильному решению не существует”.

 

Евгений Тюленев — специальный корреспондент «Мир ГЛОНАСС»