МИР ГЛОНАСС

Информационно-аналитический журнал

Когда наступит импортозамещение НАП

Интервью

Алексей Муравьев, начальник аппарата главного конструктора навигационной аппаратуры потребителейНачальник аппарата главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей Алексей Муравьев  рассказал о том, какая навигационная аппаратура потребителей (НАП) может быть отнесена к продукции, произведенной в России.

 

В последнее время на различных площадках и на разных уровнях активно обсуждается вопрос об отнесении НАП к продукции, произведенной в РФ? Почему именно сейчас возникла такая необходимость?

 

Очередной виток актуальности связан с проблемой импортозамещения, поднятой после введения санкций на поставку определенных видов продукции в Россиию. Данный вопрос поднимается уже не в первые, поскольку длительное время от разных инстанций звучат предложения о тех или иных преференциях для российских производителей навигационной аппаратуры, но всякий раз вопрос упирается в неоднозначные толкования кого считать отечественным производителем и что можно отнести к продукции, произведенной в России.

 

В структуру цены НАП, грубо говоря, входит три составляющих: разработка, производство и услуги продажи. В случае расположения производственных площадок вне России, производитель платит налоги в местный, а не в российский бюджет, соответственно наше государство, вложив средства в создание системы ГЛОНАСС, не получает налогов от производства продукции, которая эту систему использует.

 

Ранее неоднократно звучали предложения создать специальный фонд поддержки системы ГЛОНАСС, в котором бы аккумулировались налоги, полученные с разработчиков, производителей, продавцов, операторов услуг на базе ГЛОНАСС и т.д. Но идея пока не реализована, соответственно средства на поддержание работы системы приходится брать из госбюджета, вместо того, чтобы вывести систему на самофинансирование.

 

Если говорить об объемах налогов, недополученных с производителей навигационной аппаратуры, чьи производства расположены за рубежом, то это где-то половина от всех возможных сборов с разработчиков, производителей, продавцов и операторов систем на базе ГЛОНАСС. Точную сумму назвать трудно, но ответственно можно заявить, что наш госбюджет недополучает достаточно большой объем средств.

 

С какими трудностями пришлось столкнуться производителям при отнесении своей НАП к продукции, произведенной в РФ?

 

По данному вопросу действуют «Правила определения страны происхождения товаров», введенные «Соглашением о правилах определения страны происхождения товара в СНГ» от 20.11.2009 г. (в редакции от 30.10.2015 г.).

 

Указанными правилами вводятся основные термины и понятия. Например, страна происхождения товара — страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке. При этом, в этих правилах приведены критерии отнесения товаров к категории полностью произведенных в России и в СНГ. Следует отметить, что в отношении спутниковой навигационной аппаратуры такое отнесение в настоящее время проблематично в виду большого количества используемых комплектующих иностранного производства, поэтому в данной ситуации целесообразно пользоваться категорией достаточной обработки/переработки. Для отнесения к этой категории необходимо получение сертификата.

 

Критерием достаточности обработки/переработки в отношении радионавигационной аппаратуры, к которой относятся НАП, указывается, что продукция считается произведенной в России в случае, если стоимость всех используемых материалов составляет не меньше 50% от цены конечной продукции. Соответственно вторая половина комплектующих, а также производственных процессов может быть зарубежной. Правило адвалорной доли.

 

Кроме того, при определенных условиях может выполняться так называемый кумулятивный принцип, который определяет происхождение того или иного товара при его последовательной обработке/переработке по стране изготовления конечного товара.

 

Здесь важно отметить, что в случае придания товару статуса российского, он должен быть произведен российским производителем, организацией, являющейся резидентом РФ, обладающей производственными мощностями на ее территории, и обеспечивающей ответственность перед потребителем в соответствии с законодательством РФ (налогообложение организации, гарантийный срок товара, сервисные структуры для гарантийного и постгарантийного обслуживания).

 

Как видно из вышеизложенного, определение страны происхождения товара является сложной и неоднозначной задачей.

 

Положение осложняется тем, что в состав современной навигационной аппаратуры входит большой процент комплектующих общепромышленного производства, на перспективы развития которого производители НАП повлиять не в состоянии.

 

Судя из вашего ответа, у компаний производителей возникли трудности что и как можно отнести к продукции, произведенной в России?

 

Да, трудности возникли из-за неоднозначности трактовки. Как посчитать установленные 50%? Откуда взять эти 50%, когда большое количество применяемых комплектующих иностранного производства?

 

Вы сказали, что если производитель хочет доказать, что его продукция произведена в России, он должен пройти сертификацию, но при этом НАП сама по себе обязательной сертификации не подлежит, верно?

 

Да, такая особенность. Методика определения процентного состава материалов российского и иностранного производства в навигационной аппаратуре ГЛОНАСС, согласно Соглашению СНГ, выполнима только при реализации сертификационных процессов.

 

Какова доля импортных комплектующих в российской НАП?

 

Доля иностранных комплектующих в НАП, по состоянию на 2016 год, составляет около 70-80% от цены конечного продукта. Из них — более половины составляют общепромышленные комплектующие, т.е. обычная микроэлектроника широкого применения. Т.е. общее развитие российской микроэлектронной промышленности могло бы резко повысить использование отечественных комплектующих. До тех пор, пока эти комплектующие будут оставаться зарубежными, ни один российский навигатор фактически не сможет получить статус продукта российского производства.

 

В случае благоприятного развития российской микроэлектронной промышленности, в какие сроки можно было бы получить необходимые 50% отечественных комплектующих?

 

Хочется верить, исходя из принимаемых программ, что освоение и локализация микроэлектронного производства на ведущих предприятиях РФ может позволить сравнять процентное содержание российских и зарубежных материалов в навигационной аппаратуре различных классов уже на рубеже 2018-2019 годов.

 

Много ли производителей НАП в России?

 

- Российских производителей комплектующих НАП на рынке представлено не много. Наши производители, в основном, изготавливают корпусные детали, отдельные детали для поверхностного монтажа, комплектующие второго-третьего порядка. Чипы, экраны, интерфейсы, элементы питания, радиодетали — все это поступают в основном из Германии, Китая, Южной Кореи, Японии.

 

Источник: http://vestnik-glonass.ru/stati/kogda-nastupit-importozameshchenie-nap/