МИР ГЛОНАСС

Информационно-аналитический журнал

Насущный вопрос: когда запретим водителей-людей?

Эксклюзив, аналитика

Насущный вопрос: когда запретим водителей-людей?Ежегодно во всем мире около двадцати миллионов человек умирают или получают серьёзные ужасные (и необратимые) травмы. По оценкам исследования McKinsey, после перехода на беспилотные автомобили это число сократится на 90%. Каждый год будут спасены 18 миллионов жизней. Это ещё и затраты: только в Соединенных Штатах $190 млрд. Так почему же мы не бежим задрав штаны к автономным транспортным средствам? – задаёт вопрос Нэйл Сахота из Калифорнийского университета в Ирвайне.

По общему мнению, беспилотные автомобили ещё к этому не готовы. Их способность водить машину всё ещё не на уровне людей. Плюс, учитывая всю вариативность системы, как машина может с нами конкурировать, верно? Подумайте о разных неожиданных событиях или странном поведении водителя на дороге. Как машина отреагирует на неожиданное? А значит, нам нужны человеческие водители, верно? Неправильно! По иронии судьбы, лучший способ уменьшить вариативность системы – запретить водителей-людей. Почему? Нам просто нужно посмотреть, что случилось с Tesla на автопилоте.

Водитель включил автопилот, потому что был занят просмотром фильма о Гарри Поттере. (Без шуток.) Впереди по шоссе ехал грузовик с прицепом. Дяденька был настолько поглощен юным волшебником, что не заметил, как ускорился. Автопилот тоже этого не заметил. В результате «тесла» осталась без крыши. Как же это случилось? Ну, кузов грузовика был беловато-серого цвета, и день был пасмурный. Для камер кузов грузовика сливался с фоном, так что он был практически невидим для автопилота, он и не притормозил.

Это был суровый урок для производителей автономных транспортных средств. Люди полагаются на своё зрение. Первые транспортные средства полагались на компьютерное зрение. Однако машины думают иначе, чем мы. Беспилотный автомобиль может обрабатывать данные радара. Он также может обрабатывать данные LIDAR, информацию от датчиков IoT на дороге, о трафике, других автомобилях, аудиоинформацию (представьте, что вы можете услышать, как маленький ребенок собирается перебежать улицу, прежде чем вы увидите ребенка на своей полосе), GPS информацию и (да, всё ещё используются) данные камеры.

 

Благодаря этим расширениям возможностей мы наблюдаем заметное распространение автономных транспортных средств. Например, в Сингапуре беспилотные такси и автобусы используются уже почти три года. До удара Covid несколько производителей автономных автомобилей приближались к уровню автономии 4 в Китае, который имеет одну из самых сложных систем дорожного движения и большое количество водителей нестабильного поведения. Фактически китайское правительство всерьёз рассматривало вопрос о легализации этих беспилотных автомобилей для регулярного использования. Даже в Калифорнии автономные транспортные средства разрешены для использования на их автострадах. Почему так много доверия и веры в эти автомобили?

 

Беспилотные автомобили каждую секунду обрабатывают тысячи точек данных в реальном времени. Они не отвлекаются ни на Гарри Поттера, ни на что другое. Им не интересно, что происходит в этом проекте, что приготовить детям на обед или даже почему вон тот человек впереди всё время сворачивает с их полосы. По сути, автономные транспортные средства уменьшают дорожную вариативность. А это означает, что именно люди-водители будут основным источником проблем. Вот почему вопрос смещается с «когда мы легализуем беспилотные автомобили?» на «когда мы запрещаем водителей-людей?».

 

Многие считают, что мы должны легализовать беспилотные автомобили не раньше, чем когда они смогут работать безупречно. Это невыполнимая цель. Машины, компьютеры, искусственный интеллект (называйте это как хотите) никогда не достигнут совершенства. Это и не должно быть целью. Вместо этого мы должны сосредоточиться на их эффективности. Большое внимание уделяется случаям, когда, один раз на миллиард по статистике, человек лучше чем компьютер может избежать аварии. Однако слишком мало внимания уделяется более частым причинам автомобильных травм и смертельных случаев, которые ежегодно уносят жизни 20 миллионов человек, которых можно было бы избежать. Как общество, мы должны спросить себя, что является более важным соображением. Таким образом, настоящий вопрос звучит так: «когда мы запретим водителей-людей?».

 

Источник: vestnik-glonass.ru/~ZBIWB