МИР ГЛОНАСС

Информационно-аналитический журнал

Защита от «спуфинга» станет одной из задач дальнейшего развития системы ГЛОНАСС

Эксклюзив, аналитика

Защита от «спуфинга» станет одной из задач дальнейшего развития системы ГЛОНАССВ настоящее время перед российской навигационной системой ГЛОНАСС, как и перед другими ГНСС, стоит задача по повышению защищенности сигнала. В частности, более защищенный сигнал будет применен на перспективном спутнике «Глонасс-К2», первый пуск которого запланирован на конец 2019 начало 2020 года.

 

Источник в ракетно-космической отрасли сообщил журналу «Вестник ГЛОНАСС», что задача по повышению защищенности сигнала обозначена в разрабатываемой сейчас Федеральной целевой программе (ФЦП) развития навигационной системы ГЛОНАСС на период 2021-2030 годов.

 

Когда говорят о «спуфинге», то речь идет об имитационных помехах, пояснил журналу начальник аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС Алексей Муравьев.

 

По его словам, в отличие от заградительных помех, блокирующих приемные тракты за счет высокой мощности излучения так называемых «джаммеров», имитационные помехи должны иметь сложную структуру, в точности повторяющую реальные сигналы, но с теми или иными внесенными изменениями. Именно эти изменения, не распознаваемые приемной аппаратурой, и заставляют навигационные процессоры выдавать ложные данные о местоположении объектов навигации. Такие помехи еще называют интеллектуальными.

 

Как сообщил эксперт, случаев применения этих помех немало, что говорит о серьезности данной проблемы. При этом, точной статистики, откуда они берутся нет ни в России, ни за рубежом. Известные случаи постановок помех ГНСС в особых регионах, например, в зонах вооруженных конфликтов, есть предположения о деятельности криминальных структур.

 

Вопросы надежности навигационного обеспечения в деятельности разработчиков и провайдеров ГНСС пользуются в настоящее время наивысшим приоритетом. Так Европейское агентство по ГНСС (GSA) в рамках проекта STRIKE3 (Standardisation of GNSS threat reporting and receiver testing through international knowledge exchange, experimentation and exploitation — Стандартизация угроз ГНСС и тестирования приемников с помощью международного обмена знаниями, экспериментов и эксплуатации) предоставило отчет, в котором отражены наблюдения за период в 18 месяцев в 2016-2017 гг. По данным агентства за это время было выявлено более 160 000 случаев сбоев в работе ГНСС на территории 14 стран Европейского Союза. Какие из этих случаев следует отнести к категории технических сбоев или внешних вмешательств, а тем более, вмешательств с использованием имитационных помех, точно не указанно.

 

«В международной практике сейчас нет четкой методической базы по отнесению тех или иных событий к соответствующему классу. Во многих случаях имеющихся средств мониторинга не достаточно для того, чтобы установить причины сбоев и отказов навигационных приемников. Эти обстоятельства выступают в качестве серьезных факторов, сдерживающих бурное развитие спутниковой навигации. Безусловно, эти обстоятельства являются также питательной средой для необоснованных слухов и инсинуаций», — отметил Муравьев.

 

Как подчеркнул эксперт, в настоящее время сигналы ГЛОНАСС общего пользования сами по себе не имеют эффективной защиты от имитационных воздействий. От этого складываются ситуации с потерей синхронизации в сетях мобильной связи.

 

«На уровне приемной аппаратуры в этих целях можно использовать комплексирование с инерциальными приборами, а также адаптивные фазированные решетки, способные формировать диаграммы направленности, практически удаляющие помехи с направлений, не предусмотренных конфигурацией навигационных космических аппаратов. Однако для многих бытовых приемников это дорогие и не удобные по габаритам и энергопотреблению варианты. Но в критичных отраслях экономики их применение оправдано», — сказал собеседник журнала.

 

Что же касается обычных потребителей, собственников смартфонов, им остается дожидаться ввода в систему спутников «Глонасс-К2». В перспективе помехозащищенность навигационных полей ГНСС, в том числе, и ГЛОНАСС, будет повышена за счет введения новых, более защищенных сигналов и широкого глобального использования функциональных дополнений ГНСС.

 

Кроме того, существует и еще одно перспективное направление повышения надежности навигационного обеспечения — формирования единой международной системы мониторинга условий навигации. «Основой для этой системы могла бы стать существующая уже довольно широкая практика мониторинга целостности. На национальных и на международном уровнях сформированы соответствующие стандарты, создана значительная инфраструктура средств мониторинга, состоящая из региональных сетей, а также систем, образованных в рамках международных организаций. Речь идет в первую очередь о таких системах, как GBAS, SBAS, конкретно: WAAS, EGNOS, СДКМ, — а также, например, о коммерческих StarFire и OmniSTAR, национальных SWEPOS и SAPOS, общеевропейской EUPOS и, конечно, о глобальной IGS», — рассказал Муравьев.

 

В рамках указанных систем набираются и анализируются большие объемы статистических данных, апробируются новые навигационные технологии.

 

В завершении эксперт отметил, что по данному направлению необходимо провести соответствующие исследования, которые позволят построить систему оповещения потребителей оперативной информацией о качестве навигационных полей и надежности координатно-временного и навигационного обеспечения.

 

Источник:vestnik-glonass.ru/~Whv9T