МИР ГЛОНАСС

Информационно-аналитический журнал

Чёрный ящик для автомобилей

Новости отрасли

Чёрный ящик для автомобилейБюджетно-административное управление Белого дома в США одобрило предложение узаконить «черные ящики» на всех новых автомобилях на рынке страны. Подобные системы уже устанавливают на 90% новых машин в Соединенных Штатах, но новый закон спровоцировал волну споров об угрозе приватности американских автомобилистов. В России аналогом «черного ящика» может стать система ГЛОНАСС.
 
Национальная администрация транспортной безопасности США (NHTSA) впервые предложила узаконить «черные ящики» на всех новых автомобилях в 2010 году. Ведомство оформило соответствующую заявку в 2011 году, но Белый дом задержал ее рассмотрение на целый год, никак не комментируя свое решение, пишет издание The Detroit News.
 
Эксперты из NHTSA считают, что сбор информации об авариях позволит сделать дороги более безопасными, а также изучить наиболее распространенные схемы аварий, чтобы научиться предотвращать их.
 
Аналогами «черных ящиков» уже оборудованы более 90% новых автомобилей на рынке США. Пионером в этой области по праву стал концерн General Motors, который оснащал свою продукцию подобными системами еще в 1990-е годы. К 2005 году такие компании, как Ford, Isuzu, Mazda, Mitsubishi, Subaru и Suzuki продавали почти все модели на рынке США с предустановленными «черными ящиками».
 
При этом европейские производители автомобилей из премиального сегмента рынка США, такие как Mercedes-Benz и Audi, не оснащают свои машины «черными ящиками».Положительная реакция Белого дома фактически даст возможность NHTSA узаконить оснащение всех новых машин на рынке системами фиксации, но при этом единый перечень данных, которые должно записывать устройство, будет установлен впервые.
 
Согласно требованиям NHTSA, «черный ящик» должен будет фиксировать 15 типов данных, при этом производитель автомобилей сохранит за собой право записывать дополнительную информацию по своему усмотрению.
 
Как сообщает блог Jalopnik, ключевыми пунктами работы «черных ящиков» должна стать фиксация скорости, с которой ехал водитель перед аварией, степень усилия на педали газа, факт нажатия педали тормоза перед столкновением, а также общее количество аварий, в которые попадал данный автомобиль, и временной промежуток, который прошел между ДТП.
 
При этом вся информация, которую фиксирует «черный ящик», принадлежит только владельцу автомобиля и по новому закону не может быть использована без его разрешения. Тем не менее многие страховые компании в США оформляют договор на свои услуги только с условием доступа к данным из «черного ящика», причем зачастую это требование указано в договоре «мелким шрифтом». В отдельных случаях доступ к бортовым данным автомобиля в обход владельца может быть получен с решения суда.
 
Таким образом, несмотря на то что права на фиксируемую «ящиками» информацию принадлежат владельцу машины, эти данные могут был использованы против него.
 
Примером такой ситуации стала авария с участием вице-губернатора штата Массачусетс Тимоти Мюррея. В 2011 году чиновник попал в ДТП на служебном автомобиле Ford Crown Victoria. После аварии Мюррей утверждал, что соблюдал скоростной режим и был пристегнут, но проверка «черного ящика» полицией установила, что чиновник не воспользовался ремнем безопасности и ехал со скоростью 160 км/ч в зоне, где ограничение составляет 120 км/ч. В результате Мюррея обязали выплатить штраф за превышение скорости в размере $555. Кроме того, чиновник возместил штату полную стоимость разбитого автомобиля.
 
По данным СМИ, американские автомобилисты неоднозначно восприняли предложенные NHTSA меры – с одной стороны, с их помощью можно повысить общий уровень безопасности на дорогах, а с другой – расплывчатость устанавливаемых законом требований способна открыть доступ к личной информации водителей третьим лицам.
 
Такие случаи фиксировались и ранее – летом 2011 года стало известно, что электрокар Nissan Leaf «шпионил» за своими владельцами и передавал информацию об их скорости передвижения и маршрутах пути ряду сторонних сайтов.
 
В свою очередь, российский Минтранс предложил создать систему «черных ящиков» на базе комплекса «ЭРА-ГЛОНАСС». Ведомство составило документ и направило его на рассмотрение правительство РФ летом 2012 года. В проекте постановления предполагалось, что система будет профинансирована из федерального бюджета в 2012 году в объеме до 830 млн рублей и в 2013 году в объеме до 1,7 млрд рублей. Но в октябре объем госинвестиций в опытный образец проекта был перераспределен на 2012 год выделено 430 млн рублей, на 2013 год – на 400 млн рублей.
 

Источник: www.gazeta.ru