МИР ГЛОНАСС

Информационно-аналитический журнал

ГЛОНАСС получила два года

Новости отрасли

на замену импортных чипов

 ГЛОНАСС получила два года на замену импортных чиповЧерез два года навигационная система ГЛОНАСС, которую российские власти считают основным конкурентом GPS, будет работать только на отечественной микроэлектронике, обещают чиновники. Вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий ракетно-космическую отрасль, заявил, что следующим амбициозным проектом с использованием ГЛОНАСС должен стать российский беспилотный автомобиль.

Через полтора-два года Россия полностью откажется от импорта электронной компонентной базы (ЭКБ) для спутников, что актуально в условиях санкций со стороны США и Евросоюза, заявил вчера вице-премьер Дмитрий Рогозин в ходе Пятого международного конгресса ЭРА-ГЛОНАСС. Он также отметил, что крайне важно создать в стране полный цикл производства чипсетов и приемных модулей сигнала ГЛОНАСС. Вопрос импортозамещения в сфере микро- и радиоэлектроники обсуждался 29 сентября на совещании у Владимира Путина, уточнил вице-премьер. После этого совещания глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что президент дал конкретные поручения консолидировать госзаказ в сфере электроники. По прогнозам министра, к 2022 году объем госзаказа в сфере микроэлектроники составит около 105 млрд руб., или $1,6 млрд по текущему курсу, в год. Для сравнения: по данным Информационно-аналитического центра современной электроники, по итогам 2014 года объем всего российского рынка микроэлектроники составил $2,78 млрд, что на 8% выше, чем в 2013 году.

Сейчас объем импорта ЭКБ для спутников составляет до 80%, отмечает гендиректор «Ангстрема» Константин Носов. «Наш завод уже сегодня готов к импортозамещению до 60% элементной базы, находящейся в спутниках ГЛОНАСС»,— утверждает он. Он отмечает, что с появлением инфраструктуры ГЛОНАСС и увеличением числа запусков спутников стало выгодно разрабатывать микроэлектронные решения внутри страны. «Однако наши разработки, которые делались несколько лет назад и делаются сегодня, только сейчас начинают активно замещать импортные комплектующие. Отрасль ресурсоемкая, и разработка микросхем — это цикл в несколько лет»,— говорит он.

Орбитальная группировка ГЛОНАСС насчитывает 28 космических аппаратов, из которых четыре находятся в орбитальном резерве. «На земле сформирован дополнительный резерв — девять космических аппаратов, которые практически готовы к немедленному выведению на орбиту»,— сообщил Дмитрий Рогозин. По его мнению, России наряду с США «удалось создать глобальную навигационную систему вторую, а может быть, будем надеяться, и первую по точности». На основе системы ГЛОНАСС с начала 2015 года выведена в промышленную эксплуатацию система экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС. Согласно техрегламенту Таможенного союза «О безопасности колесных средств», с 1 января 2015 года новые модели автомобилей категорий M (легковые, автобусы и троллейбусы) и N (грузовые), впервые проходящие процедуру одобрения типа, должны оснащаться терминалами вызова экстренных оперативных служб. Директор АвтоВАЗа Бу Андерссон ранее заявлял, что первым серийным автомобилем, оборудованным системой ЭРА-ГЛОНАСС, станет Lada Vesta, продажи которой начнутся в конце ноября.

По словам Дмитрия Рогозина, следующим шагом по развитию навигационных технологий в стране должно стать создание беспилотного автомобиля. «Я хотел бы, чтобы АО ГЛОНАСС этим занялось вместе с Фондом перспективных исследований. Надо выходить на беспилотный автомобиль»,— сообщил он. Над созданием первого в России беспилотного автомобиля уже работает КамАЗ вместе с «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies. Суммарные затраты на разработку и производство беспилотных «КамАЗов» оцениваются в 17-18 млрд руб. Президент некоммерческого партнерства ГЛОНАСС Александр Гурко сообщил, что организация будет участвовать в процессе интеграции «КамАЗов» с системой ЭРА-ГЛОНАСС, а также разрабатывать новые сервисы на базе системы экстренного реагирования при авариях. Директор аналитической службы НП ГЛОНАСС Андрей Ионин уточнил, что организация намерена заняться созданием нормативных актов, техрегламентов и новых технических стандартов в сфере беспилотного транспорта.

Источник: http://kommersant.ru/doc/2822446