МИР ГЛОНАСС

Информационно-аналитический журнал

Директор компании «Навтелеком» Вячеслав Куликов поделился с читателями журнала «МИР ГЛОНАСС» перспективами развития рынка транспортной телематики в аспекте разработки и производства навигационных устройств для систем мониторинга и управления транспортом.

Интервью

Вячеслав КуликовРасскажите, пожалуйста, о вашей компании. Как давно компания на рынке? Ваши конкурентные преимущества? Стратегия развития?

Компания «Навтелеком» существует с 2007 года. Основу нашей деятельности составляет разработка и производство систем телематики, в частности, производство оборудования для ГЛОНАСС-мониторинга транспорта и  GSM-охраны недвижимости, разработка и внедрение программного обеспечения диспетчеризации, оказание услуг по мониторингу мобильных и стационарных объектов. Наша компания  имеет опыт участия в государственных опытно-конструкторских работах, а также выполнения разработок по техническим заданиям заказчика.

 

При проектировании и разработке оборудования мы стараемся оперативно реагировать на требования рынка, сокращая до минимума время реализации новых функций в существующих устройствах и время выпуска нового оборудования. В последнее время мы уделяем особое внимание качеству нашей продукции. Немаловажным конкурентным преимуществом является простота и удобство настройки и монтажа нашего оборудования. Техническая документация полна и проста для восприятия. Особо важные функции и режимы работы оборудования описаны специальными короткими тематическими статьями, кроме того, созданы видеокурсы. Наша техническая поддержка оказывает качественную и оперативную помощь партнерам и конечным потребителям.

 

Коллектив компании представлен опытными инженерами, в том числе и дипломированными учеными, имеющими богатый опыт в разработке систем навигации, радиолокации и автоматизации, а также квалифицированным техническим персоналом, обеспечивающим полный цикл производства нашей продукции, ее технической поддержки, сервисного и гарантийного обслуживания. Сотрудники — это главное богатство нашей компании и основное ее конкурентное преимущество.

 

Стратегия развития компании «Навтелеком» предусматривает не только расширение продуктовой линейки конкурентоспособного автомобильного оборудования, но и развитие собственной интернет-системы мониторинга подвижных и стационарных объектов, поддерживающей телематическое оборудование сторонних производителей. В рамках этой стратегии мы также предусматриваем помимо автомобильного сегмента уделять особое внимание мониторингу стационарных объектов, считая это направление чрезвычайно перспективным.

 

Какие именно системы вы предлагаете своим Клиентам?

 

В настоящее время компанией «Навтелеком» на рынке автомобильного   телематического оборудования представлены новейшие разработки систем мониторинга транспорта, отвечающие всем требованиям нормативных документов, а, самое главное, запросам и пожеланиям наших Заказчиков. Преимущество таких систем заключается в уникальных решениях, применяемых еще на этапе разработки, что позволяет получить качественный продукт с удобным и полезным функционалом. К таким функциональным особенностям можно отнести, например, удаленное обновление прошивок устройств и их настройку, простоту конфигурирования устройства, в том числе и с помощью SMS-команды, оптимизацию затрат при работе устройства в роуминге, реализацию охранных функций, использование встроенной подсистемы определения моточасов (контроля времени работы двигателя) только по характеру бортового питания без использования сигнала от замка зажигания и многое другое. Наше автомобильное мониторинговое оборудование представлено линейкой продуктов: от простого и недорогого оборудования до комплексных многофункциональных систем, удовлетворяющих требованиям законодательства в сфере транспортной телематики  и самых строгих потребителей.

 

Протокол информационного обмена всех устройств «Навтелеком» является открытым, что позволяет беспрепятственно внедрить его в любую систему мониторинга, а специалисты компании всегда готовы оказать нашим технологическим партнерам  всю необходимую помощь.

 

Также нашим пользователям и партнерам мы можем предложить свое собственное решение — интернет-систему мониторинга Cybermonitor с возможностью создания на ее базе полноценного диспетчерского центра. Эта система изначально разрабатывалась для слежения не только за мобильными, но и стационарными объектами. Кроме того, помимо традиционных задач мониторинга, в системе Cybermonitor реализованы функции охраны объектов. Следует также отметить, что Cybermonitor в значительной степени ориентирован не только на корпоративных клиентов, но и на частных пользователей.

 

Расскажите, пожалуйста, о компонентной базе навигационных устройств «Навтелеком»?

 

При разработке нашего навигационного оборудования мы используем только самую современную элементную базу. Программно-алгоритмические функции проходят длительное тестирование на стендах компании и при натурных испытаниях изделий, прежде чем они включаются в финальную версию программного обеспечения.

 

Серийные поставки электронных компонентов производятся только от проверенных компаний. Для каждой партии  компонентов мы проводим выборочный входной контроль. Серийный монтаж электронных компонентов производится на контрактном производстве в России. Прошивка, тестирование и сборка устройств выполняется на  собственных мощностях нашей компании. Большинство операций на нашем производстве автоматизировано. Информация о каждом произведенном изделии поступает в нашу базу данных – такая информация может пригодиться при осуществлении технической поддержки потребителей, а также при выполнении сервисного обслуживания и гарантийного ремонта. Благодаря всему комплексу мероприятий по контролю качества продукции на всех стадиях производства в настоящее время удалось довести уровень брака наших изделий до  1%, а наши гарантийные обязательства увеличить до трех лет. В настоящее время мы оцениваем возможность доведения этого показатель до пяти лет.

 

Какие задачи можно решить руководителям предприятий с помощью установки вашего оборудования?

 

Использование нашего оборудования позволяет решать традиционные для такого класса приборов задачи: контроль маршрутов движения транспортных средств, учет пробега и стоянок, оценка расхода топлива и мониторинг моточасов, прием и обработку информации от температурных датчиков, датчиков давления на оси автомобиля, обеспечение безопасности водителя, пассажиров и перевозимого груза, обеспечение двусторонней голосовой связи с водителем и т.д.

 

На современном этапе развития транспортной телематики достаточно сложно предложить насыщенному рынку что-либо уникальное. Тем не менее, мы, как и наши уважаемые конкуренты, стараемся придумывать какие-то нестандартные решения, например, в новом поколении приборов мы реализовали контроль моточасов автомобиля на основе анализа характера бортового питания без использования специальных датчиков и  информации от замка зажигания.

 

Кроме того, мы постарались сделать простыми и доступными интернет-сервисы обновления программного обеспечения устройств и изменения их настроек, а также систему автообновления прошивок.

Мы считаем весьма удобным осуществлять тарировку бака при установке ДУТ только с помощью нашего устройства, без использования вспомогательного прибора.

В некоторых моделях устройств «Навтелеком» реализованы охранные функции, позволяющие использовать такое оборудование в качестве охранно-поисковой системы.

 

В настоящее время наши приборы поддерживают работу ряда дополнительного оборудования других производителей, например, адаптер CAN-шины CAN-LOG. В ближайшее время будет осуществлена поддержка  другого оборудования, например, датчиков давления в шинах, фотокамер и т.д.

 

В новом поколении бортовых терминалов «Навтелеком» реализован протокол FLEX (собственная разработка компании), позволяющий гибко настраивать объем передаваемой телематической информации, существенно экономя расходы на интернет-трафик.

 

Простая в использовании программа конфигурирования приборов, компактный и удобный уникальный конструктив корпуса устройства — все это обеспечивает быструю  настройку и установку оборудования.

 

Какова эффективность работы ваших систем мониторинга и управления транспортом?

 

Эффективность работы наших систем мониторинга существенным образом зависит от того, где и как они используются. На тех автопредприятиях, где они правильно установлены и настроены, где исключена возможность умышленного вандализма и несанкционированного вскрытия корпуса устройств со стороны водителей, где есть специалисты, отвечающие в целом за работоспособность системы мониторинга, там эффективность использования диспетчерских систем чрезвычайно высока. Экономия топлива в ряде автопарков предприятий при внедрении систем мониторинга достигает 30%, полностью исключаются «левые рейсы», обеспечивается оперативный контроль и управление автомобилями, объективно оценивается пробег  и т. д. Время самоокупаемости затрат на покупку и установку оборудования мониторинга может составлять  от 2 до 6 месяцев.

 

Каковы ваши планы по развитию сферы продаж в ближайшие пару лет?

 

За 2013 год мы реализовали более 11000 комплектов телематического оборудования. Существенным сдерживающим фактором в части продаж стала наша временная технологическая неготовность – на тот момент производимое компанией «Навтелеком» оборудование не удовлетворяло требованиям  Приказа №285 Минтранса России. Значительный спрос рынка на телематическое оборудование в этот период лежал в плоскости именно этого нормативно-правового акта, т. е. происходило массовое оснащение автомобилей категорий M и N. И если потребители этих категорий были вынуждены в принудительном порядке оснащаться дорогим оборудованием, соответствующим требованиям Приказа №285, то другие потребители, не попадающие под эти требования, предпочитали выбирать недорогие решения с минимальным набором функций.

 

Несмотря на явное насыщение рынка телематическим оборудованием и заметное снижение бизнес-активности в области мониторинга транспорта, мы с уверенностью смотрим в завтрашний день.

Во-первых, за кризисом в нашей отрасли непременно придет подъем.

Во-вторых, вступающий с 1 января 2015 года в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС №018/2011), предполагающий поэтапное и обязательное оснащение всех автомобилей терминалами ЭРА-ГЛОНАСС, непременно оживит рынок транспортной телематики, сформирует стабильный спрос на оборудование. Здесь будет крайне важно создать приоритетные условия для отечественных производителей соответствующих терминалов. В противном случае  государством будет создан колоссальный спрос, который удовлетворят иностранные компании. Похожая ситуация, к сожалению, уже случилась с ГЛОНАСС/GPS модулями для телематических терминалов, где доля отечественных производителей в настоящее время ничтожно мала.

В-третьих, в рамках этого же Технического регламента будет продолжено оснащение аппаратурой спутниковой навигации транспортных средств категорий M и N. Если сравнивать для нас, как для производителей оборудования, ТР ТС №018/2011 и Приказ №285, то Технический регламент конечно выглядит намного привлекательней: в нем требования грамотно сформированы в виде ГОСТов, а также предусматривается обязательная сертификация оборудования, т. е. изначально устанавливаются прозрачные правила игры. Считаю, что позитивную роль в этом процессе сыграло «НП ГЛОНАСС».

В-четвертых, серьезным драйвером роста рынка транспортной телематики может стать заинтересованность страховых компаний в реализации концепции «Умного страхования». Зарубежный опыт позволяет надеяться на успешное внедрение этой концепции и в России.

В-пятых, в сегменте автомобилей весом более 12-тонн для взимания платы ожидается обязательное оснащение этой техники специальным телематическим оборудованием. Ну и, наконец, в-шестых, оснащение большого класса оборудования тахографами с телематическими модулями. Этот процесс сейчас в активной стадии. Перечисленное количество востребованного в перспективе оборудование с одной стороны должно радовать производителей оборудования, а с другой — вызывает закономерное недоумение и вопрос: а нормально ли устанавливать на одно транспортное средство до 4-х типов различного телематического оборудования? К счастью, предполагается возможность совмещения нескольких функциональных блоков в едином конструктиве, например, тахограф и аппаратура спутниковой навигации, или терминал ЭРА-ГЛОНАСС и оборудование для страховой телематики.

 

Первая стадия интенсивного роста рынка уже завершена. В настоящее время рынок серьезно переформатируется, целый ряд заметных игроков уходит, появляются новые. И хотя на данном этапе существующие производители и интеграторы удовлетворяют потребительский спрос, мы вправе надеяться в обозримой перспективе на заметный рост спроса в других сегментах телематики.

 

Компания «Навтелеком» в настоящее время уже ведет работы в ряде перечисленных выше сегментов транспортной телематики и, в этой связи, мы также надеемся на существенное увеличение количества производимой продукции уже в ближайшее время.

 

 

Обозначьте, пожалуйста, проблемы, существующие у российских интеграторов на рынке глобальных навигационных спутниковых систем?

 

Компании-интеграторы на рынке телематики играют, пожалуй, самую ключевую роль: они занимаются монтажом, обслуживанием оборудования, оказывают услуги мониторинга, обучают своих пользователей, решают их конфликтные ситуации, взаимодействуют с дистрибьюторами и производителями. Нам, как производителям, не представляется возможным изнутри видеть все проблемы интеграторов, но какие-то общие для всех моменты выделить можно. Во-первых, падение спроса в настоящее время заметно уменьшило маржинальность бизнеса интеграторов. Во-вторых, многие из таких компаний в данный момент испытывают кризис неплатежей за абонентское обслуживание со стороны своих клиентов. В-третьих, многие интеграторы испытали заметные трудности с целым рядом некачественно произведенного оборудования. В-четвертых, интеграторы, как и другие участники рынка нуждаются в прозрачной нормативной базе, устанавливающей единые правила игры всех участников рынка. И в этом смысле мы испытываем вполне определенный позитив в связи с появлением отмеченного выше Технического регламента.

 

В заключении я бы хотел пожелать всем участникам рынка транспортной телематики много интересных проектов, успехов и процветания.

 

Благодарю Ваш журнал за возможность на его страницах рассказать о нашей компании и  поделиться своими скромными мыслями по вопросам транспортной телематики! Желаю ему много интересных авторов и большой читательской аудитории!